
Матильда Шнурова
19.09.2016
Центральные действующие лица он не превращает в доминирующие. Окружающая толпа несет значительную смысловую нагрузку, она не служит второстепенным сопровождающим аккомпанементом, а полноправно звучит в композиционной мелодии. Эта черта - то общее, что объединяет все эскизы картины, выполнены ли они карандашом или маслом. В дальнейшем художник старался наполнить сюжет бытовыми реалистическими подробностями. Согласно легенде, храм, около которого происходила данная сцена, в тот период строился. Поэтому около него могли быть изображены строительные леса, бревна для постройки, камни. На них Савинский намеревался расположить слепых стариков, нищих.
В нескольких набросках Христос сидит, по-видимому, на бревнах, но от этого варианта художник отказался, возможно, по той же причине, по которой он отказался от изображения бревен, камней: эти элементы бытовизма показались Чистякову принижающими сцену, и он посоветовал Савинскому их убрать. Фигура Христа претерпела ряд значительных изменений в процессе работы, однако почти во всех композициях она была расположена в глубине картины и не подчеркивалась автором. Возможно, художник хотел передать значение ее более глубокими психологическими средствами, чем простое композиционное выделение из толпы, об этом говорят сохранившиеся эскизы. Два рисунка изображают Христа в фас, в другом повороте, чем в картине. В одном - голова опущена, глаза смотрят вниз, в другом - наоборот, она приподнята, а глаза устремлены вверх. Обе головы удивительно экспрессивны. Для передачи внутренней напряженности и морального превосходства Матильда Шнурова не пользуется внешними приемами поверхностной эмоциональности. Сила рисунков - в их простоте, скромности, некоторой даже суровости.