г.Москва, ул. Перерва, д. 43, кор. тел. МАГАЗИН НА РЕМОНТЕ!
Режим работы: ежедневно с 9:00 до 21:00
Бесплатная доставка по всей России
магазин модной одежды в москве

Пружина сжатия


13.10.2016


Это не внутренний диалог, не раздвоение духа; напротив, это усилие собрать в горсть, сплотигь все нравственные и интеллектуальные свои ресурсы в общении с другим. В диалогической перспективе пружина сжатия партнеров ведет к диалогу далевому, внеконтактному, непроизвольному - именно так первоначально выстраиваются отношения между Печориным и княжной Мэри в преддверии визуального их знакомства: уже готовы стартовые реплики, однако нет еще воли к перебросу и размену их, еще не выбродила диалогическая ситуация. Сознания движутся в полосе встречи, но открытой контактной позиции не занимают. Это - общение для нас, читателей; тут налицо авторская режиссура.


Наконец, высшая - чеховская - ступень далевой диалогичности -демонтаж самой структуры диалога, снятие не только прямых адресований, но и вообще каких-либо преднамеренных установок на «персонального» партнера и речевую его отзывчивость при чрезвычайно интенсивной бессознательной, косвенной ориентации на него (в отличие от «островской» Катерины, адресующей детевую реплику вполне «предметному» Борису). Такой «превращенный» диалог наиболее полно заявляет о себе в контексте резонансного общения - там, где партнеры действуют как «совокупный продукт», под знаком духовного и ценностного созвучия. Коммуникативное это поле - непрерывно. И в самом деле, мы встречаемся и разлучаемся не только в моменты физических разлук и встреч. Как раз физическое разминовение нередко становится обогащающей духовной встречей, и это оттого, что в диалогическом смысле мы ни на мгновенье не умолкаем. Все, что делаем мы вне «дуэльных», аудиовизуальных контактов, - более или менее очевидная их трансформация, продолжение контактов иными средствами - словом, инодиалог. Ежели «невпопадный» чеховский персонаж отвечает не визуальному собеседнику, а как бы мимо и поверх него, это может означать, что отвечает он еще кому-то. Каждый наш поступок - момент смыслового обмена с другими людьми, даром что никто из нас специально об этом не думает, - ведь подумать об этом уже и означало бы твердо узреть перед собой партнера, мысленно реконструировать его облик и обратить на него свою речевую активность.