г.Москва, ул. Перерва, д. 43, кор. тел. МАГАЗИН НА РЕМОНТЕ!
Режим работы: ежедневно с 9:00 до 21:00
Бесплатная доставка по всей России
магазин модной одежды в москве

Самовар


01.10.2016


Это слово не внешнее, а внутреннее, обеззвученное, - собственно, это внутренняя речь, как показал Л. С. Выготский, речь, обладающая специфической структурой. Характернейшие ее приметы - свернутость, сокращенность; она стенографична и предикативна. Мыслящему человеку нет нужды наименовать предмет мысли (тонко подмечено: мы всегда верим себе на слово), и потому, естественно, он всецело сосредоточен на описании этого предмета. Внутренняя речь - сказуемые без подлежащих, речь «почти без слов»; если бы кому-либо и удалось ее подслушать, она показалась бы ему нелепицей. Здесь действуют другие, нетривиальные законы образования, целого из частей. В границах устной речи мы движемся от значения слова к его смыслу, в пределах внутренней, напротив, смысл превалирует над значением, фраза - над словом, контекст - над фразой, целое - над частью. Обычный самовар деформируется - происходит асинтаксическое слипание слов (агглютинация), их смыслы организуются иначе, чем значения, - они вливаются друг в друга. Для нас особенно важно, что именно на этом витке своей концепции Выготский обращается к искусству. Оказывается, в потоке внутренней речи слово сродни сквозному литературно-образному слову, объявшему всю полноту художественных смыслов и, следовательно, эквивалентному всему произведению (так, заголовки «Дон Кихот», «Гамлет», «Евгений Онегин», «Анна Каренина» таят в себе высшую, окончательную полноту «своих» текстов). Это уже аграмматическое слово - смысл, - персональная, разовая идиома, равнолротяженная с потоком, что ее несет. То есть не слово, не смысл, но некое третье состояние, новая речь - контекст, как бы забывший о словах, отпавший от них (а на самом деле интимно их усвоивший) и вольно простирающийся под парусом саморазвития. Преобладание контекстного смысла слов над их предметным значением, - может быть, это наиболее адекватная характеристика внутренней речи. С упадком синтаксичности возникает та самая речевая стихия, которая ощущается как «почти» бессловесный психический ток, но которая в действительности несет в себе слова, претворенные - испарившиеся - в смыслы.